Музей
Выставки
Коллекции
События
Научная работа
Музей-детям
Информация
Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Тел.:  (812)323-3578, (812) 323-6496 
 
 
Скоро
Текущие
Постоянные
Архив выставок
Фотогалерея









Группа ВКонтакте

Группа FaceBook

Youtube

Instagram

Twitter



Подписка на рассылку:


"Живопись и театральная графика Сергея Светлакова"


Сергей  Николаевич Светлаков родился в Казани в 1961 году.

В 1981 году он закончил Казанское художественное училище, в 1986 - закончил с отличием Ленинградский Государственный институт Театра, Музыки и Кинематографии (постановочный факультет) по специальности художник- постановщик драматического и музыкального театра. По окончании института в качестве сценографа осуществил несколько постановок в разных театрах страны: наиболее значительной работой стал дизайн костюмов к опере Эдисона Денисова " Пена Дней" по культовому роману Бориса Виана.Мировая премьера оперы состоялась в Париже в 1986 году. Пермский Театр Оперы и Балета поставил её специально для отчетных гастролей театра в Москве, в Большом Театре. Спектакль вПермском Академическом Театре Оперы и Балета стал первой премьерой этой сложной для сценического воплощения оперы Денисова в России.
В 1991 году Российский федеральный телевизионный канал РТР (ныне канал Россия1) снимает получасовой документальный фильм о творчестве Сергея для телевизионного цикла передач "Достояние Республики". В том же году фильм был неоднократно показан по каналу РТР.
В последние годы художник занимается в основном живописью -натюрморт, портрет и графикой.
 
 
Искусство Сергея Светлакова – реалистично в самом серьезном смысле слова.
Предметный мир в его картинах узнаваем, при этом все предметы, плоды, цветы, мельчайшие подробности материальной действительности обладают «лица необщим выраженьем» (Е. Баратынский). Эта пронзительная индивидуальность возникает благодаря той поэтической пристальности, с которой художник умеет видеть мир, тому артистизму, которым он владеет, той особливости,  что отличает его пластическую и хроматическую манеру.
Он видит с ослепительной точностью микроскопические молекулы простых вещей, угадывает в их простоте скрытую роскошь цвета и таинственные ритмы природных «конструкций». «Все камни одинаковы, все камни драгоценны, но человек видит лишь некоторые (Touteslespierressontprecieuses; maisl’hommen’envoisquequelues-unes)». Эти слова феи из «Синей птицы» Метерлинка вспоминаются перед работами Светлакова. Он угадывает и открывает внимательному зрителю «архитектуру» и целую симфонию красок в лежащем на столе плоде, в лилии в вазе. Да, у Сергея Светлакова природа – мудрый зодчий, своя «архитектоника» есть и у лимона, и у цветка, у складки скатерти, даже у зыбкой тени. «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен».
К тому же Светлаков – одаренный сценограф, его театральные работы отмечены редким чувством стиля, тяжелые ритмы средневековых построек тяжело и точно резонируют драме Островского.
Сочетание ясной правды, безукоризненного вкуса с редким чувством собственного – подробного и лирического – видения, эти не так уж часто существующие достоинства позволяют увидеть в небольшой выставке высокий и совершенно особенный дар талантливого мастера.
 
Михаил ГЕРМАН
профессор, доктор искусствоведения, член Международной Ассоциации
художественных критиков (AICA)при ЮНЕСКО
и Международного Совета музеев (ICOM)
 
 
Уже несколько лет я слежу за творческим развитием  Сергея Светлакова. Мне запомнились его рисунки обнаженной мужской натуры – с какой-то лебедевской («Турецкие борцы»), чуть ироничной и вместе с тем сочувственной интонацией репрезентирующие  наивную маскулинность моделей. Мне уже тогда было симпатично то качество, которое отличало Сергея: он одновременно добивался некого обобщения и вместе с тем не скрывал тщательнейший, ощупывающе-тактильный характер рисования.  Этот принцип инвестирования времени в формообразование развит и в представленных на выставке живописных произведениях. Это – натюрморты, один портрет и несколько эскизов декораций (Светлаков , после Казанского художественного училища, закончил Ленинградский Государственный Институт Театра Музыки и Кинематографии и в качестве сценографа осуществил несколько   запомнившихся постановок, главным образом для Пермского Академического театра Оперы и Балета, но не только для него. Напомню его, пожалуй, наиболее известную работу:   дизайн костюмов к опере Эдисона Денисова "Пена Дней" (по роману Бориса Виана). Впервые  постановка оперы осуществилась в Перми, мировая премьера состоялась в Париже в 1986 году, спектакль, в ходе отчетных гастролей Пермского Академического театра, был показан и в Москве, на сцене Большого театра). Станковые вещи Светлакова носят откровенно оптический характер. Художник добивается не примитивной миметичности, а  ощущения присутствия формы в пространстве. Принцип сделанности (одна из ипостасей  временной инвестированности) включает зрительскую апперцепцию прежде всего как пространственно-познавательный процесс. Категории предметной узнаваемости считываются мгновенно, и на сцену выходят категории более сложных отношений с реальностью: весомость и безвесие, законченность, отстраненность предметной формы и её «прорастание», развитие, материальность и дереализация… Почему одни предметы как бы «пригвождают» своим весом пространственные планы, а другие  находятся в состоянии эквилибра, готовности «сорваться» вниз, согласно земному тяготению. Почему обычные складки на скатерти по петрово-водкински  монументальны и несут пространствообразующую нагрузку. Сложны и содержательны и отношения с плоскостью. Одни произведения  затягивают зрителя в «себя», в свое инобытие. При этом навигация в картинном пространстве характеризуется не только движением, но и остановками, паузами: формируются представления  осязательно-фактурного  плана, в другом случае – предметы переживаются в своей теплохолодности или переходах тональностей. Кроме затягивания вовнутрь холста, есть и некое движение вовне, на зрителя, который как бы подхватывает некоторые предметы, мысленно поглаживает их, взвешивает на руке, закрепляет эту память в своем эмоциональном опыте. Скромная ( всего 25 работ) выставка С. Светлакова умеет удержать внимание зрителей: сюжет, когда оптичность и лиричность идут рука об руку, довольно редок в нашем искусстве.
 
Александр БОРОВСКИЙ
Кандидат искусствоведения,
заведующий отделом  Новейших течений ГРМ
Заслуженный деятель искусств РФ
Член-корреспондент РАХ
 

 

 

вернуться назад вернуться назад
Оценка качества работы музея на сайте Министерства культуры РФ
Уважаемые посетители! Просим вас принять участи...
15 сентября музей А.И.Куинджи закрыт
 15 сентября музей А.И.Куинджи закрыт по техн...
Адреса
и карты проездов
филиалов




© 2008-2017 НИМРАХ. Дизайн - Петрова Е. Программирование - Станислав Якуббо - создание сайтов.

Цитирование и перепечатка материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.